Мысль дня

воскресенье, 3 марта 2019 г.

Настоящая жизнь на сцене театра одного актера


Театр одного актера «Крик» – это уникальный храм искусства, аналогов которому нет в Украине. Во многом это заслуга Михаила Мельника, который  уже двадцать шестой год является актером, режиссером, постановщиком, художественным руководителем, сценаристом и музыкальным редактором «Крика». Михаил Васильевич народный артист Украины, лауреат премии имени Тараса Шевченко.


С тех пор как я впервые попала на спектакль в этот театр, поставила себе цель пересмотреть весь репертуар. Задача сложная для женщины, живущей не в Днепре. Работа, семья, дом – на театр времени остается совсем мало. Но постепенно мне удается воплощать свою мечту в жизнь.


Во-первых, благодаря Михаилу Мельнику я познакомилась с администратором театра, Зоей Трофимовной, и она любезно бронирует для меня билеты на спектакли, поскольку интернет-продаж в театре нет. А во-вторых, что для любительницы искусства расстояние в двести двадцать километров?! Ерунда! На спектакли в «Крик» люди съезжаются со всей Европы.


Моноспектакль – это непростая задача. Актеру в течении полутора часов необходимо удерживать внимание зала, при этом не только произносить текст, но и проигрывать мизансцены. Что сложно для одного человека. Но таланту Михаила Мельника это удается на все сто процентов.

Одна из фишек актера это его голос. Михаил Васильевич с успехом применяет текст в записи. Это преподносится как диалог или монолог, но всегда интересно. Звук его голоса завораживает. Он то понижается до глубокого баритона, но повышается до крика, то затихает до шепота, то играет женскими интонациями.


Хочу рассказать о своих впечатлениях о спектакле «Дикий» по мотивам новеллы Стефана Цвейга «Амок». Главный герой произведения врач, живущий в отдаленной тропической деревушке. Внезапно он открывает в себе безудержную страсть к строгой, холодной женщине. В состоянии одержимости, которую герой постоянно сравнивает с распространенным в тех местах «амоком», он совершает одну глупость за другой. 

Его безрассудное поведение приводит к гибели женщины, страданиям ее родных и близких и самоубийству самого героя.
Декорации, которые используются в театре «Крик» просты. В «Диком» это несколько фанерных ящиков, которое по ходу пьесы превращались то в помост, то в кровать, то в смертное ложе. В центре сцены столб, на вершине которого укреплен фонарь. Этот столб исполнял также роль гордой англичанки. А фонарь – ее ребенка, умершего в младенчестве.


Слева железная бочка, накрытая круглой крышкой, несколько деревянных поддонов на полу, клубки красной, черной и белой пряжи разбросаны по всей сцене. Они были платьем незнакомки, паутиной, умирающей женщиной. На потолке свисают кроваво-красные нити, имитирующие рыболовную сеть, развешанную в трюме корабля. Вот собственно и все.

Как среди этой аскетичной обстановки привлечь внимание зрителей? Михаил Мельник король сценографии и бог деталей. Именно на деталях и построены его моноспектакли, после актерского мастерства, естественно. Но…каждый жест, каждое движение, каждая мизансцена продуманы до мелочей.


Это и эффектно вынутые из кармана резиновые медицинские перчатки, потом актер их развешивает на нитях, а нити во время монолога вытянул из клубков пряжи и привязал к столбу. Несколько раз во время спектакля актер надевает перчатки на руки, и это целое шоу, я вам скажу.

Вот они полетели ко всем чертям, ногой отброшен поддон и с громким стуком грохнулся на пол. Вот оборваны нити, перевешен фонарь. Пряжа намотана на столб и перед зрителем предстала гордая англичанка. Сначала Михаил Мельник стоит спиной к столбу, изображая свою собеседницу.

В одной руке он держит красное нитяное ожерелье с кисточкой. Поигрывает им в такт голоса. Затем актер движется по сцене и произносит диалог, во время которого то достает, то снова прячет в карман ожерелье. Это переходы реплик от женской к мужской. Вот актер достает медицинский бокс с инструментами и пританцовывая вынимает по очереди каждый из них.


Все это привлекает внимание и держит в напряжении весь спектакль. Активно используется и бочка. Несколько раз актер погружает туда голову и эффектно отбрасывает волосы назад, стряхивая воду. Был и огонь, так врач стерилизовал инструменты в какой-то дьявольской пляске. Затем рвет белый халат, вырезает квадрат скальпелем и кромсает его на куски.

Отдельного внимания заслуживает сам «Амок». Это бешеная пляска безумных: «одержимый амоком бросается из дома на улицу и бежит, ‹…› пока его не пристрелят, как бешеную собаку, или он сам не рухнет на землю» – описывает Цвейг это психическое заболевание.















А Михаил Мельник протанцевал «амок», размахивая красной пряжей как ворон крыльями, вращаясь вокруг своей оси. При этом свет в бешеном темпе то гаснул, то загорался снова, и создавалось впечатление обрывков бешеного вихря танца. Во время спектакля преобладал красный свет софита, который направляли актеру в лицо. Это усиливало драматический эффект пьесы.

В общем, к концу представления у меня заболело сердце, участился пульс, кровь прилила к лицу, в горле стоял ком, а на глазах были слезы. Зал замер и неотрывно следил за действом на сцене. Даже матюкливые мужички за моей спиной притихли. Наконец все кончилось. Все молчали и сдерживали аплодисменты. Начиналась вторая фаза представления.


По традиции Михаил Мельник еще некоторое время общается со зрителем. Рассказывает притчи, проводит аналогии с современностью. Учит, советует и оберегает зрителя от необдуманных поступков. В это время душа моя понемногу успокоилась. Я ловила каждое слово актера, наслаждалась волшебными звуками его голоса.


И вот занавес …. условный, в театре его нет. Актер скрылся за кулисами, зрители медленно поднимаются, но еще долго стоят в вестибюле и не торопятся уходить. Через пятнадцать минут Михаил Мельник выходит для раздачи автографов. И у меня он тоже есть: «Щоб створити Справжнє – не шкодуйте на це своє життя!».






Рассказать друзьям