Мысль дня

вторник, 22 ноября 2016 г.

Одна неделя из жизни Павловны


Семь с половиной миллионов жителей  нашей страны  пенсионеры. Это двадцать пять процентов  всего населения. Четверть страны живет на одну пенсию. И хорошо, если она не минимальная. Есть, конечно, работающие пенсионеры и даже персональные. Есть пенсионеры – частные предприниматели. Но, по большому счету, большинство выживает на минималку. Плюс тарифы на ЖКХ, плюс цены на продукты. Грустно. Особенно становится грустно, когда есть с чем сравнить:

Среднемесячная пенсия стран Евразии и США
Украина
70$
Россия
150 $
Китай
160$
Польша
440$
Франция
700$
Великобритания
700$
США
1200$
Германия
1400$
Дания
2800$

Есть еще такая категория людей, как одинокие пенсионеры. Как у нас в стране живут на минимальную пенсию, я расскажу на примере Павловны. Валентине Павловне недавно исполнилось восемьдесят три года. Живет одна. Муж умер шестнадцать лет назад. Детей у них не было. После смерти мужа Павловна продала дом и купила квартиру. Трудно стало управляться во дворе, топить зимой, ходить за продуктами.

В день пенсии Валентина Павловна старается не отлучаться из дома. Ждет почтальона. Пенсия у нее 1340 гривен. Из этой суммы около двухсот сразу уходят на лекарства. По субсидии Павловна летом платит за коммуналку сто пятьдесят гривен, а зимой двести. Стационарный телефон, мобильная связь и кабельное телевидение обходятся одинокой пенсионерке в сто двадцать гривен.
Итого 470- 520 гривен, то есть треть пенсии. Дальше старушка распределяет бюджет из расчета сто гривен в неделю. «Четыреста гривен в месяц на продукты и живи как хочешь, – делится Валентина Павловна, – но сейчас я уже не укладываюсь в эту сумму. Все подорожало.  Надо сто пятьдесят». Остается примерно двести гривен. Это неприкосновенный запас.
«Мясо и колбасу я не покупаю, – говорит Павловна, – беру куриные спинки. В неделю грамм триста. Варю из них бульон. Пару раз в год вместо кофе покупаю цикорий. Чай беру самый дешевый». Помогает разнообразить рацион домашнее молоко. В неделю пенсионерка может себе позволить три литра, а зимой, когда молоко дорожает, только два.

Раз в неделю на бульоне из куриных спинок Павловна варит полтора литра борща. Это ее обед. На завтрак овсянка или чай с хлебом и маслом. А на ужин часто гречневая каша с молоком. В месяц у Валентины Павловны уходит пакет риса и гречки. Летом, когда за отопление платить не надо, пенсионерка делает заготовки на зиму. Соленья, варенья, томат и компоты помогают продержаться до пенсии.
Павловна старается на зиму купить немного картошки и муки про запас. В холодное время она часто печет булочки и пирожки. Два раза в месяц старушка покупает селедку. Филе отделяет от костей, режет на маленькие кусочки, добавляет лук и заливает свой деликатес домашним подсолнечным маслом. Раз в день ест это лакомство по кусочку.
Из сладостей бабушка радует себя леденцами, грамм двести с пенсии. Одежду не покупает, донашивает то, что есть. Иногда, раз в несколько лет, может позволить себе самую дешевую обувь. Из средств гигиены предпочитает хозяйственное мыло. Туалетное – по праздникам.
Если остается винегрет, он идет в борщ вместо овощей. На воде от макарон  варится суп. И тут экономия. Зажарка – растительное масло напополам с маргарином.

Продукты Павловна не выбрасывает. Для нее, пережившей оккупацию и голод, это кощунство. Если хлеб черствеет, распаривает его на сковороде. Фальгу от масла и маргарина использует в качестве оберточной бумаги для пирожков.

Год назад гипертонический криз съел все накопления Валентины Павловны. «Слава Богу, оклемалась, – радуется бабушка, – хочу еще пожить!». Теперь новая напасть. Разболелись зубы. Вернее их остатки. Жевать нечем, пришлось идти в стоматологию, заказывать зубные протезы.

Половину суммы ей, как пенсионерке скосили, осталось заплатить восемьсот гривен. После криза Павловна обращалась за помощью в Управление труда и соцзащиты. Выделили материальную помощь аж целых пятьсот гривен. Вот их теперь и придется выложить за протезы. Осталось накопить еще триста.

Не знаю что сказать. Это только один пример одного человека. У других бывает еще хуже. Та же Павловна рассказывала про свою соседку. Ходит как неприкаянная по супермаркету и просит у людей купить ей хлеб. Национальное достоинство начинается с достойной жизни стариков и детей. Это недопустимо, чтобы люди выживали в самой большой европейской стране. Пусть и не с самым высоким уровнем жизни.
 




Рассказать друзьям